Церемония Сема Мевлеви (Турция)

sema 8437eЦеремония Сема Мевлеви (Турция). Сама́, также Сема́ — суфийский ритуал, представляющий собой разновидность зикра. Включает в себя пение, игру на музыкальных инструментах, танец, декламацию стихов и молитв, ношение имеющих символическое значение облачений и др. Особенно популярен как форма богослужения в суфийском тарикате Чишти на Индийском субконтиненте. Возникновение ритуала «сама» предание приписывает вдохновителю суфийского ордена Мевлеви, поэту и мистику Руми.

Согласно легенде, эта уникальная форма зикра возникла благодаря тому, что Руми однажды услышал на городском рынке ритмичные удары молотков золотобитов. В череде ударов, которые совершали подмастерья при обработке золота, ему послышался зикр «ля ила ха ильляля» («нет Бога, кроме Аллаха»), отчего он впал в экстаз, простёр обе руки и стал вращаться по кругу. Так появилась церемония «сама» и мевлевийский орден дервишей. Ритуал «сама» уходит корнями в персидскую и турецкую культуры и ассоциируется с восточными традициями.

Обряды мевлеви представляют собой довольно сложный ритуал. Он состоит из декламации стиха во славу Пророка, музыкальных импровизаций и исполнения «вертящегося» танца, за этим идет вторая часть из четырех музыкальных и танцевальных разделов, именуемых селам, которые завершаются инструментальной музыкой и рецитацией Корана вместе с творением молитв. Дервиши появляются в белых продолговатых колпаках из войлока, имеющих среднеазиатское происхождение, и с черными накидками; эти накидки сбрасываются во время танца, и дервиши предстают в белых одеяниях. Такая смена одежд истолковывается как смерть и воскресение. При вращении дервиш держит правую руку обращенной к небу, а левую — к земле. Движения поначалу медленные и величавые с постепенным ускорением в такт музыке, но никогда они не становятся бесконтрольными.

Дервиши кружатся отдельно, не касаясь друг друга плечами, каждый вокруг своей оси и вокруг шейха и других дервишей. Они не произносят не звука, не производят никаких движений ладонями или головой.
Когда дервиш кружится, его длинная юбка раскрываются, как белая лилиия, но на самом деле она символизируют саван для эгоизма, а высокая войлочная шапка это его надгробие. Исполняя сему - семазен прорастает сквозь пустыню собственного эго совершая восхождение к божественной любви, и возвращается из своего духовного путешествия человеком более зрелым и совершенным. Танцуя, дервиш вращается с права на лево вокруг своего сердца как бы обнимая с любовью и нежностью весь мир. Начиная вращаться, он держит руки крестом на груди, выражая покорность Богу, за тем руки раскрываются. Правая повернута ладонью к небу, готовая получить благословение, а левая повернута к земле. Семазен превращается в проводника. Так через сему на людей снисходит благодать свыше, от бога неустанно за нами наблюдающего.

Сема состоит из 4 частей, не считая всупления и завершения. В каждой из этих частей дервиши подходят по одному к шейху и после благословления начинают кружиться, каждый в своем ритме.

В 2005 году ЮНЕСКО объявила Церемонию Сема Мевлеви шедевром устного и нематериального культурного наследия.

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Поиск