В.И. Иванов - Чиллэ Баһылай

6edecab 75a63В.И. Иванов родился 4 октября 1950 года в отдаленной местности верховья речки Чиллэ Хорулинского наслега Нюрбинского улуса, что является самым глухим уголком большого улуса с развитой инфраструктурой. При знакомстве с ним, он рассказал мне о своих предках: «Не находя общего языка со знаменитым тойоном Тыгын Дарханом Буланкый ботур с братом своим Наларом в числе многих отщепенцев во главе с легендарной Ньырбакан, прародительницей нюрбинцев, отправились осваивать долину реки Вилюй. Во время перехода через речку Марху, братья решили пойти вдоль речки Марха, и остановились в местности, которую до сих пор называют «Буланкый». Налар, брат Буланкый ботура, поселился на берегу большого озера Элиптэн. Он имел трех сыновей СэлиэЬэ, Чамчан и Нюркан.
СэлиэЬэ был знаменитым косарем. Он женился на местной якутке, которая родила ему сына. Сын позднее стал известным тойуксутом и олонхосутом. Он имел псевдоним Ырыа Дьурустаан. Внук Ырыа Дьурустана стал белым шаманом (Айыы Ойууна). Этот шаман рассказывал, что имеет связь с водной стихией и его тотемной птицей является гагара (Таллан куо5ас). В период большой засухи он мог вызвать дождь, ливень, чем не раз спасал своих сородичей от голода. За это его очень уважали и возносили. Хотя он жил в XIX в., и его прах давно покоится в родной земле, по свидетельству местных жителей, он до сих пор помогает людям.

Например, когда шла Великая Отечественная война, во время большой засухи в местности Буланкый, где в свое время проживал шаман, вспыхнул большой пожар. Не справившись со стихией огня, местные жители попросили внука умершего шамана Евсея обратиться с просьбой к деду помочь бороться с пожаром. Вынужденный просьбой односельчан Евсей, совершил обряд поклонения к духу предка через священный огонь. Вдруг со стороны озера послышался крик гагары и на небе появились черные тучи, которые затмили солнечный свет и в течение трех суток непрерывно лил дождь вперемешку с ливнем. Пожар, который наделал бы непредсказуемых бед, был потушен.
Бабушка Василия была целительницей: занималась врачеванием, принимала роды, излечивала кожные болезни, в том числе чиреи и другие гнойные образования. Говорят, она лечила методом бохсуруйуу, высасывала ртом гной, выплевывала, от чего рана быстро заживала, и больной выздоравливал. В знак благодарности сородичи называли ее «Эбэллэй» (Бабушка).
Отец Василия Чиллэ, Иван, был знаменитым удачливым охотником и мастером по дереву. Мать Анна работала в колхозе, не покладая рук. Она родила пятерых детей. Василий родился вторым ребенком. Старший брат и сестры имеют высшее образование и работают учителями в школах родного улуса.
С раннего детства Василий любил якутские народные песни-тойуки и сочинял стихи. После окончания восьмилетки, он продолжил учебу в профессионально-техническом училище и получил специальность тракториста. В течение многих лет Василий Иванович работал пастухом в верховьях родной речки Чиллэ. Название речки было присвоено ему односельчанами задолго до того, как он стал сочинять олонхо. Среди многих Василиев его сразу определяют по имени Чиллэ БаЬылай. Как в старину говорили про якута: оседлал якут быка – он певец, сел перед камельком – олонхосут, - так и он с детства любил петь тойуки, когда ехал верхом на коне. В своих песнях-импровизациях он воспевал красоту и очарованье родной природы.
Хорулинский наслег Нюрбинского улуса к нашему большому удивлению, являлся обителем, где родились и жили такие именитые олонхосуты, как: Егор Николаевич – Дыкаар Дьогуор (1860-1920 гг.), Иванов Иван Михайлович – Мурустаан Уйбаан (1871-1929 гг.), Алексеев Алексей – Киппэ Олоксой (1877-1947 гг.), Иванов Анисим Иванович (1882-1947 гг.), Чочанов Сергей Тимофеевич – Кылгас Сэргэй (1884-1980 гг.), Сымытов Андрей Кириллович – Ньохчо5ор Ондорой (1899-1943 гг.), Дуяков Г.В. (1893-1962 гг.), Михайлов Иван Иванович – Чыппаах Уйбаан (1899-1963 гг.).
Продолжая добрые традиции олонхосутов своего наслега, В.И. Иванов – Василий Чиллэ на стыке двух столетий разгорелся желанием создать эпическое произведение – олонхо. Как активный участник художественной самодеятельности, он неоднократно принимал участие в различных конкурсах, фестивалях улусного масштаба и удостаивался звания лауреата. В родном наслеге его знают и как хорошего алгысчита, которого приглашают на свадьбы, юбилейные торжества. С недавних пор его стали приглашать на открытие ысыаха наслега. По поводу этого Василий Чиллэ сказал, что разрешение благословлять ысыахи он получил во сне. До того времени, по его словам, он не осмеливался взять на себя столь огромную ответственность, только после «получения разрешения сверху», у него во время проведения обряда алгыс слова благословения стали выходить сами собой и его уст. Действительно, его земляки после этого стали верить и считать, что его благословения доходят до людей и слова его сбываются.
Во время интервьюирования, из его слов мы узнали его метод сочинения олонхо. По его словам: «В начале в мою голову ниоткуда приходит название олонхо, а за тем имена основных героев. После этого я придумываю основной сюжет. Потом, в голове само собой, рождаются стихи олонхо, и надо только успевать записать в тетрадь. Если писать стихами, не хватило бы хоть сколько тетрадей. Поэтому я раньше записывал в форме рассказа. Это сейчас я пишу стихами, так как сейчас меня снабжают тетрадями мои сестры». Таким образом, в 2000 г. Василий Иванов впервые создал олонхо «Куннук сиртэн костор, куонэ ко5оччор аттаах Кун Кубээдьэ бухатыыр».
В результате многочисленных встреч и бесед с В.И. Ивановым – Василием Чиллэ, и работы в домашнем архиве с его рукописями в самозаписи, мы выяснили его репертуар, который включает в себя шесть олонхо, четыре сказки, четырнадцать преданий и рассказов, тридцать стихотворений-тойуков.
Репертуар В.И. Иванова – Василия Чиллэ

Олонхо Сказки Предания, рассказы  Стихотворения

1. «Куннук сиртэн костор куонэ ко5оччор аттаах Кун Кубээдьэ бухатыыр» - 2000 с. (Рукопись).
(Видеозапись исполнения олонхо от 12.03.04 г. в г. Нюрба; от 20.04.03 г. - в селе Марха, расшифровка и набор текста в компьютер – Р.Н. Николаевой)

2. «Ороьулаан торообут орулуос дохсун сырыылаах, сууьугэр туоьахталаах кыьыл ала аттаах О5о бухатыыр» - 2000 с. (Рукопись).
(Видеозапись исполнения олонхо от 10.08.04 г. - 16.09.04 г. в селе Марха, расшифровка и набор текста в компьютер – Р.Н. Николаевой)

3. «Дьолуоханнаах дьолуо манан халлаан улуу дьураатыгар тура торуобут, бырылаччы кистиир бар дьа5ыл аттаах Баадьа баатыр» - 2001 с. (Рукопись)

4. «Буур5а – силлиэ аргыстаах, чуккулаах атахтаах борон ала аттаах Болдьумаар боотур» - 2001 с. (Рукопись)

5. «Алысханнаах алыа манан халлаан уоЬэ хаттыгаЬыгар тура туруобут, добун-дохсун сырыылаах, манан ала аттаах хорсун хоодуот Хорула баатыр» - 2003 с. (Рукопись).

6. «Купсуйэ котор куустээх-уохтаах ходо5ойдоох хорсуна Ала Тойон кололоох, кулумэх куустээх Кунээх боотур» - 2004 с. (Рукопись).

1. Мэник Мэнигийээн

2. Тиэстэ бухатыыр

3. Суккун сонноох суут албын

4.Эгле 

1. Сэлиэьэлэр

2. Айыы ойууна

3. Эбэм Аана

4. Бырахсыы Мэхээлэ

5. А5ам Уйбаан

6. Кутуом Соттук

7. Ийэм Аана барахсан

8. Быыра Баьылай

9. Ньукулай Чусовской

10. Тураах о5онньор

11. Убайым Дьэкиим

12. Эдьиийим Таанньа

13. Ытааччы Борукуоппай

14. Мырыыкап Уйбаан

1. Кыыс Чиллэм барахсан

2. Таркаайы

3. Кубэйиндэ эбэм барахсан

4.Дойдум Хорула

5. Сахам сирин хайалара

6. Сахам сылгыта барахсан

7. Аар хатын

8. Кыталык которум барахсан

9. Улуу Ойуунускай убайбыт

10. Сарсын, сарсын до5оттор

11. Саха буолан

12. Ийэм барахсан

13. Саха ньургун уола

14. Торообут дойду

15. Кэ5э

16. Учугэйин ба5аьын

17. Манчаары Баьылай

18. Булуу эбэбин уруйдуубун

19. Убай Уйбаан

20. Быраас барахсан

21. Элиптээн эбэм

22. Таппалаах эбэ барахсан

23. Ахтыл5ан

24. Хомойуу

25. Аба5ам Сэмэн

26. Туукээн эбэм барахсан

27. Сатаммат буолла5а

28. Ус туруйа

29. Буучугурас бо5о

30. Саха буолан

Как видим из таблицы, Василий Чиллэ имеет большой репертуар: 6 – олонхо; 4 – сказки; 14 – рассказов и преданий; 30 – стихотворений, которые автор исполняет и как песня-тойук. Надо сказать, что репертуар все время увеличивается.
Удивителен тот факт, что за каких-то 4-5 лет В. И. Иванов – Василий Чиллэ сумел создать 6 эпических произведений. Он также обладает достаточным талантом чтобы исполнять свои произведения перед публикой. На такие встречи он всегда идет с большой охотой и радостью. Однако не секрет, что в настоящее время мы вместе со средой олонхо полностью утратили и среду слушателей. Предстоит много трудиться чтобы заново возродить эту среду. Во время встреч Василия Чиллэ со своими слушателями мы имели возможность наблюдать за процессом возрождения среды слушателей. Так, если во время его первого выступления, среди слушателей почти не было человека, который бы не отвлекался, а слушал с большим интересом, почти не было. Во время последних исполнений внимательных слушателей, с неподдельным интересом, вникая в каждое слово олонхо и переживавших вместе с героем его приключения, становится все больше. Юное поколение слушателей оказалось особенно восприимчивым. Детский слух и его живое воображение, пока еще привычные воспринимать мамины сказки, мультфильмы, герои которых иногда совершают похожие подвиги, помогают возрождать среду слушателей. И это – самое большое вознаграждение исполнителю-олонхосуту Василию Чиллэ. 

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

Олоҥхо театра X-с сезонун арыйар
Олоҥхо театра Xс сезонун арыйар Алтынньы 15 күнүгэр киэһэ 17.00 чаастан Алтан Сарын "Эллэй Боотур" айымньытынан...

Поиск