«Портреты якутских женщин» в Малом зале Саха театра

20171204 1833447180 99ab6Малый зал Саха театра используется для показов зрителю настолько редко, что кассирша, увидев мое неинтеллигентное лицо, начала объяснять, как найти этот зал, несмотря на уверения, что я смогу найти самостоятельно. Видимо, данная площадка предназначена для репетиций и для учебных целей. Но в прошедшую субботу мне показалось, что в Малый зал публику можно и нужно пускать гораздо чаще — есть для этого резоны. Спектакль Романа Дорофеева «Саха дьахталларын мэтириэттэрэ» («Портреты якутских женщин») — тому подтверждение.

Конечно, увидев афишу спектакля, я в первую очередь шел «на Лену Маркову». Для актрисы подобного масштаба у Марковой не так много больших ролей, и, когда появилась возможность насладиться ее игрой «большой ложкой», наверняка многие театралы кинулись за билетами, не вчитываясь в другие детали афиши. Вообще, это довольно странная и обидная для зрителей ситуация — мало Марковой на сцене! Конечно, она играет во многих постановках, и да, «маленьких ролей не бывает», но почему у Елены так мало главных ролей?

Конечно, режиссеры руководствуются своими вполне разумными резонами, да и значительных женских ролей не так уж и много. Но я, например, как зритель, так и не смог принять выбор Театра олонхо в спектакле «Дьырыбына Дьырылыатта», где главную роль играет не Елена Маркова. Не только я, но и многие другие любители театра после блистательной игры в роли Хаачылаан в «Тыгын Дархане» были уверены, что только Елена Маркова сможет дать наиболее полно роль женщины-воина Дьырыбына Дьырылыатта.

Может быть, дотошные ученые будущего смогут выделить ту составную часть, которая отличает Большого актера от просто талантливого. Однако и сегодня, называя ту невыделенную частицу ненаучным словом «магия», можно видеть, что Лена Маркова щедро наделена ею.

20171204 1733944101 a19aeОднако вернемся к спектаклю. Оказалось, постановка не была моноспектаклем, как можно было предположить по структуре литературной основы. Все семь образов разбиты комичными интермедиями в исполнении Павла Колесова. Вынос портретов женщин (картины Иннокентия Пестрякова) режиссер превратил в забавные пантомимы, иносказательно намекающие на характер или образ женщины, которую будут представлять в этом акте. Вообще, роль Павла не ограничилась функцией объявляющего номеров, он декламировал солидную часть поэмы, представлял мужские образы и был вторым главным действующим лицом сцены. Третьим и весьма значительным действующим лицом, незримо присутствовавшим на сцене, стало музыкальное сопровождение. Иванида Алексеева-Бугулова звуками хомуса и кырыымпы задавала темп и вступала в диалог с актерами, задавая дополнительный объем всему действу.

Рассказывать в рамках рецензии обо всех семи портретах женщин не имеет смысла. Выскажу банальную мысль, что образы, написанные в 1904 году Алексеем Кулаковским, совершенно актуальны и сегодня, в преддверии 2018 года. Неряшливость, ревнивость, сплетничание, обжорство и прочие пороки, конечно же, не исчезли за какое-то столетие. Меня впечатлило, как режиссеру удалось визуально уравнить хронометраж довольно неравномерных кусков поэмы, не сокращая сам текст.

Ну а игра Лены, конечно же, была великолепной — а как иначе? Она мгновенно меняла образы без смены костюмов, «гримируя» себя прямо в ходе действия двумя штрихами карандаша! Точные портреты, слепленные из мельчайших деталей, завораживали зрителя. Семь совершенно разных образов, переданных только актерской игрой, — браво, Лена!

20171204 1031422885 d4246И был очень органичен Павел Колесов, хотя до спектакля я не совсем представлял, что в этом спектакле может быть задействован актер-мужчина в столь значительном объеме.

Подытоживая написанное, хочу вернуться к мысли о Малом зале Саха театра. В прошлом году актер Саха театра Валентин Макаров поставил драму «Олох оонньуута» по пьесе Николая Коляды «Игра в фанты». Это был классный психологический триллер, сыгранный на очень высоком уровне студентами АГИКИ. 2 декабря этого года состоялся дебют Романа Дорофеева в качестве театрального режиссера. То, что оба режиссера давно выросли за рамки актерства, подтверждают их режиссерские работы в кино. И эти факты навевают крамольную мысль — а может, у нас режиссеров побольше, чем те, к которым мы привыкли за десятилетия?

Почему бы не сделать Малый зал экспериментальной площадкой, где смогут реализовать режиссерские амбиции те, кто сможет выдать интересную идею? Публика всегда жаждет новых идей, и режиссерские эксперименты — новых имен — могли бы дать свежую струю. Ну, а Дорофееву и Макарову уже пора осваивать главный зал своего театра.

Егор Карпов
газета Вторник РБ от 5 декабря 2017 года

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

Олоҥхо театра X-с сезонун арыйар
Олоҥхо театра Xс сезонун арыйар Алтынньы 15 күнүгэр киэһэ 17.00 чаастан Алтан Сарын "Эллэй Боотур" айымньытынан...

Поиск