Настоящее и будущее "Театра Олонхо"

olonxo 1 ae7cbЯкутский героический эпос олонхо – выдающийся памятник эпического наследия тюрко-монгольского мира, является вершиной и синтезом устной поэзии народа. олонхо представляет собой уникальный феномен концентрации генетической памяти народа, мировоззрения, философии, религиозных представлений, обрядов и обычаев, песенной и устной сказительской традиции в виде импровизации и традиционных запевов, сохранивший на протяжении столетий идентичность народа саха. Олонхо состоит из множества сказаний о подвигах древних богатырей, средний размер которых достигает 10-20 тысяч, а иногда превышает 50 тысяч строк. Язык и стиль олонхо представляют собой высшую форму обработанной, отшлифованной, художественно организованной устной поэтической речи. Олонхо передавалось из уст в уста в виде устной сказительской традиции многими поколениями безграмотных сказителей-олонхосутов из гущи народа.

Государственное учреждение культуры Республики Саха (Якутия) «Театр Олонхо» создано указом Президента Республики Саха (Якутия) и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) за №91 от 19 марта 2008 г. 

olonxo 2 0ca5fИдея создания театра олонхо возникла у основателей саха драматического театра – П.А.Ойунского и А.И.Софронова еще в 30-е годы ХХ в. Первые попытки постановки олонхо на сцене принимались еще в дореволюционное время. Первым спектаклем на якутском языке была драматизированная постановка по мотивам олонхо – «Бэрт киhи Бэриэт Бэргэн» усть-алданского олонхосута П.А.Охлопкова – Наара Суох (1906 г.). следующий спектакль по олонхо «Кулан кугас аттаах Кулантай Бухатыыр» (1907 г.), названный в программе В.В. Никифоровым – Кюлюмнююр якутской оперой, стал предвестником этого профессионального искусства в якутии. В этих двух дореволюционных постановках олонхо уже в зачатке были заложены два направления будущего театрального искусства якутии: драматическое и оперное.

В якутской сказительской традиции известны сольное и коллективное исполнения олонхо. Начиная с XX в. жанровая специфика олонхо, его синкретизм были поняты и восприняты самими олонхосутами, писателями, театральными режиссерами, композиторами для его сценического воплощения в традиционном и профессиональном исполнении в различных жанровых формах.

Понимая, что в новое время быстрыми темпами уходит эпическая среда и устная сказительская традиция, основоположник якутской советской литературы поэт-олонхосут Платон Ойунский создал свою монументальную поэму-олонхо «Нюргун Боотур стремительный» объемом около 37.000 поэтических строк. Первые три песни олонхо были изданы уже в 1930-1931 гг. отдельной книгой. Это был своеобразный свод популярного и любимого в народе олонхо из цикла сюжетов о Нюргун Боотуре. именно олонхо «Нюргун Боотур стремительный» П.Ойунского в 1928 г. легло в основу драматической инсценировки, исполнение которой было приближено к первой постановке олонхо 1906 г., т.е. к традиции коллективного исполнительства олонхо средствами театрального искусства. По следам постановки П.Ойунский написал статью, где, подчеркивая важность и своеобразие сценической версии эпоса, выдвигал высокие требования к исполнению артистами персонажей олонхо с точки зрения эпического исполнительства. Большим событием стал спектакль «Луноликая Туйаарыма Куо» (реж. В.В. Местников) в 1937 и 1938 гг. по музыкальной драме П.Ойунского, который был снят с репертуара после ареста автора в 1938 г. Это событие ознаменовало возвращение эпического репертуара в сложной истории развития якутского национального театра.

olonxo 3 1b153В 1940 г. первый якутский театральный режиссер В.В.Местников, знаток родного фольклора и народной жизни, поставил олонхо в виде музыкальной драмы «Нюргун Боотур стремительный» по записи К.Г.Оросина. Либретто было написано В.В. Местниковым с совместно Д.К.Сивцевым – Суорун Омоллоном, а музыка композитором – М.Н.Жирковым. Уже в 1943 г. в республике была отмечена 100-я постановка данного спектакля, что ярко свидетельствовало о популярности олонхо среди народа. Эти постановки стали ступенью к созданию первой национальной оперы «Нюргун Боотур стремительный» в сезон 1947-1948 гг. сегодня эта опера прочно вошла в классический репертуар Государственного театра оперы и балета им. Д.К.Сивцева – Суорун Омоллона.

Все это позволяет говорить о том, что именно П. ойунским была заложена и литературная, и театральная традиция популяризации олонхо в профессиональных видах искусства. Впоследствии выпуск грампластинки в 9 песнях (1975 г.) в сольном исполнении народного артиста ЯАССР Г.Г.Колесова олонхо «Нюргун Боотур стремительный» П.А.Ойунского внес неоценимый вклад в популяризации олонхо, что стало продолжением традиционного исполнительства новейшими техническими средствами того времени.

Как бы заполняя периодически возникающий вакуум в эпическом репертуаре якутского театра, начиная с 20-х годов XX в. сами олонхосуты на местах стали активно пропагандировать среди населения олонхо в виде драматических постановок (спектаклейолонхо). В этом плане, несмотря на затухание самой сказительской традиции и эпической среды, эти постановки как бы продлевали жизнь традиционному исполнительству олонхо. Этому способствовала сама драматургическая и музыкальная природа олонхо. Например, наиболее активным пропагандистом в этом жанре среди олонхосутов того времени стал известный олонхосут Мегино-Кангаласского улуса Н.И.Степанов – Ноорой. еще в 1921 г. он во время ысыаха в местности Хаптагай поставил олонхо «Предок якутов Сабыйа Баай Тойон», а в 1924 г. в улучшенной редакции это олонхо было поставлено в с. Майя. В обеих случаях это было коллективное исполнение олонхо известными и молодыми олонхосутами трех наслегов (Догдоңо, Хара, Тыараhа), где женские персонажи исполнялись мужчинами. Он организовал в родном наслеге Хара драматический кружок, который в 1936-1940 гг. активно занимался драматической постановкой олонхо.

olonxo 4 49065Любимые олонхо самого олонхосута «Дитя-богатырь Великий Нюргун» (в 9 актах), «Алаатыыр Ала Туйгун» (в 10 актах) были инсценированы и поставлены как драмы олонхо. Этими спектаклями-олонхо его труппа гастролировала по родному улусу и в г.Якутске. Во время ысыаха Победы в 1945 г. в с. Майя он поставил свое олонхо «Дитя-богатырь Великий Нюргун». В 1947 г. в институте языка, литературы и истории было инициировано коллективное исполнение олонхо таттинского олонхосута И.Е.Огочуярова «Уhук Тюрбюю», где приняли участие такие известные олонхосуты того времени, как И.Е.Огочуяров, который сказывал речитативную часть, а другие олонхосуты исполняли по ролям, среди них Н.И.Степанов – Ноорой (Уhук Тюрбюю), П.П.Ядрихинский – Бэдьээлэ (Богатырь абаасы), Е.Иванова (Девушка айыы), В.Н.Попов – Бочоох (младшего богатыря айыы) и т.д. В 1956 г. Н.И.Степанов – Ноорой и П.П.Ядрихинский – Бэдьээлэ вдвоем исполнили олонхо «Дитя- богатырь Великий Нюргун». В 1972 г. было осуществлено такое же коллективное исполнение известными олонхосутами олонхо вилюйского сказителя В.О.Каратаева «Эрбэхтэй бэргэн».

olonxo 5 3a820Начиная с 30-х годов, и в последующие периоды активно занимались постановкой спектаклей-олонхо не только сами олонхосуты; эту традицию подхватили народные театры в различных улусах, в репертуаре которых до сегодняшнего дня превалирует именно драматическая постановка олонхо. Следовательно, истоки создания Театра Олонхо имеют богатую идейно-содержательную, художественно-эстетическую и музыкальнодраматургическую основу, которая лежит в сценической форме и синкретичности самого жанра олонхо.

Эта идея и традиция стали еще более реальными после признания якутского героического эпоса олонхо шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества в ЮНЕСКО в 2005 г. С момента своего создания Саха академический драматический театр им. П.А.Ойунского шаг за шагом двигался к идее создания Театра Олонхо. В начале ХХI в. результатом плодотворного творческого поиска стали спектакли по сюжетам олонхо «Кыыс Дэбилийэ» и музыкальная драма «Туйаарыма Куо» в постановке Андрея Борисова. Спектакль «Кыыс Дэбилийэ» в 2002 г. вышел на российскую театральную арену, удостоившись специальной престижной премии «Золотая маска». В 2005 г. этот спектакль был представлен японскому зрителю в знаменитом Театре Но, который воспринял спектакль-олонхо как самобытный классический театр народа саха. Таким образом, Саха академический драматический театр, который носит имя выдающегося сына якутского народа П.А.Ойунского, выполнив его заветы по формированию эпического репертуара, передает эстафету новому Театру Олонхо как к театру особой формы и с новой эстетикой, глубоко заложенной в эпическом наследии народа, создавшего этот уникальный шедевр устного и нематериального культурного наследия человечества.

olonxo 6 bb2c2Сегодня театр олонхо начинает формироваться при наличии активного движения в общественной жизни, которое стало возможно благодаря всенародной любви и уважению к олонхо как высшему проявлению духовной и материальной культуры народа саха. Поскольку олонхо как жанр народной культуры создавался высшим взлетом фантазии и исторической памятью народа на всем протяжении его истории, он дошел до сегодняшнего дня.

В будущем Театр Олонхо станет еще одним витком в консолидации этнического самосознания народа саха. По замыслу сегодняшних создателей Театра Олонхо он будет сохранять якутскую культуру в широком аспекте, включая сохранение богатства родного языка, своеобразия музыкальной и песенной культуры народа, духовных и нравственных ценностей, обеспечивая преемственность традиций. Через эстетику Театра Олонхо будет возможно воздействие на этику поведения общества. 
Есть надежда, что в будущем феномен Театра Олонхо в контексте мировой художественной культуры станет выражением эстетики нового восточного театра, возникшего в российском культурном пространстве. В конечном итоге возникнет классический Театр Олонхо, эстетика которого будет реализована в трех направлениях: 

а) вид моноспектакли, основанные на традиционном камерном исполнении как «театр одного актера»;

б) спектакли-олонхо, основанные на коллективном исполнении и имеющие богатые традиции в репертуаре современных народных театров;

в) синтетические спектакли разнообразного характера по многим видам профессионального сценического и иным видам искусства, которые уже нашли отражение во многих современных постановках (оперных, хореографических, кукольных, музыкальной драмы, щоу-представлениях, компьютерных играх, в будущем и в игровых кино, телесериалах, мультфильмах и т.д.).

olonxo 7 01c37Cегодня Театр Олонхо разработал Концепцию и эстетику развития театра, формирует репертуарную политику и основные направления развития (драматический, музыкальный, кукольный, хореографический, разнообразные формы мини-спектаклей для детей, кукольный, площадные зрелищные представления и т.д.). Научная группа начинает разрабатывать текстологию сюжетов олонхо для постановки на различных площадках и для разного зрителя. Прошел первый кастинг для актеров Театра Олонхо из числа талантливой молодежи, любящей родной эпос, исполнителей олонхо среднего возраста, а также профессиональных именитых актеров саха драматического театра. Все это позволит актерской труппе сохранить не только преемственность традиции исполнительства, но также профессионализацию одного из крупных жанров якутского фольклора.

Сегодня молодой Театр Олонхо шаг за шагом осваивает новые сюжеты олонхо. Уже есть достигнутые вершины («Кыыс Дэбилийэ», опера «Нюргун Боотур Стремительный»), но идут новые творческие поиски. Ярким примером стала постановка А.Борисовым монументального сценического воплощения фольклорноисторического и легендарного материала об одном из первопредков якутов «Эллэй Боотуре» в контексте обрядово-эпического прочтения и обобщения. Эта постановка стала шагом вперед в раскрытии богатого содержания эпоса, отличного от предыдущих постановок а. борисова в смысле формирования новой эстетики будущего Театра Олонхо. Театр начал работу над постановкой спектакля олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур», являющегося одним из уникальнейших и сложнейших текстов олонхо, записанных в дореволюционное время. Ожидается многомерное воплощение эпического полотна на сцене с использованием как и в предыдущем спектакле «Эллэй Боотур» новейших компьютерных технологий, расширяющих сценические возможности в раскрытии архаической мифологии и буйной космической фантазии олонхо.

Народ давно ждет постановки олонхо на различных сценических подмостках, экранных видах искусства, телевидении, компьютерных играх и т.д. Реализация этих задач позволит нашему эпосу выйти на мировое культурное пространство как шедевру мировой культуры и занять там свое достойное место.
На сегодняшний день строительство Театра Олонхо нашло всемерную поддержку и в Правительстве РС(Я) и в Министерстве культуры РФ. Таким образом, мир Театра Олонхо открыт для разных идей и воплощений, приглашая туда всех тех, кому дорог наш эпос, который через Театр Олонхо выйдет на мировую арену как живой шедевр культурного наследия человечества, созданный древним народом саха.

 

 

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Поиск