АЛТАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

АЛТАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС, самый крупный жанр фольклора алтайцев, поныне бытующий в народной среде под названием «кай чёрчёк» — «сказ¬ка, исполняемая горловым пением».
Эпос называли сказками или богатырскими сказками (В.И. Вербицкий, Г.Н. Потанин, В.М. Жирмунский); былинами (А. Калачев, А.С. Орлов, А.Л. Коптелов); героическими поэмами (Н.А. Баскаков, Л.П. Потапов); национальным термином «кай чорчок» (С.С. Суразаков). Отличия героических сказаний от сказки в том, что они, несмотря на фантастичность и мифологичность элементов, на разных уровнях философ¬ски отражают реальные явления жизни народа; в них охватываются широкомасштабные, общенародные события, а не частные проблемы морали, как в сказках. Мотив героической борьбы главного действующего персонажа с чудови¬щами и противниками-каанами всегда составляет основу сказаний. Обширный по объему (от 900 до 7—8 тыс. стихотвоных строк) произведения героико-эпического содержания имеют стихотворную структуру и исполнялись под аккомпанемент национального музыкального (щипкового) инструмента топшуура горловым пением (кайчи-сказители Н. Улагашев, О. Алек¬сеев, А. Калкин, С. Савдин, А. Марков, Ш. Марков, Г. Бутуев и др.) или без музыкального сопровождения речи¬тативом (Е. Таштамышева, Н. Черноева, К. Кокпоева, Ф. Чолухоев, Н. Ялатов, Т. Чачияков и др.) на протя¬жении 1 или нескольких дней. Первый исследователь алтайского фольклора С.С. Суразаков (1925—80) выделил 3 этапа развития героических сказаний.

Подробнее...
 

Лука Николаевич Турнин 2017 с. төрөөбүтэ 100 сыла

Саха Республикатын культуратын үтүөлээх үлэһитэ,
үлэ Кыһыл Знамята орден кавалера  
Лука Николаевич Турнин 2017 с. төрөөбүтэ 100 сыла

..Ол этэ хомус диэни сөҕөн,
Оҕотук уйан куттуун дайсан
Ойо күөдьүйэр дорҕооннордуун
Ой дуораана буолан көтүһүүм.

А.Канаева “Ол мин Турнины көрбүтүм” хоһоонуттан

lt d2ad4Таатта үгүс талааннаахтар дойдулара, киһи кэрэхсиир үтүө үгэһэ элбэх. Хомусчуттар уонна хомус уустара түөлбэлээн үөскээбит сирдэрэ буолар.

Культура, искусство үгүс көрүҥнэригэр төгүрүччү талааннаах, саха киэнин эрэ буолбатах, хотугу кыра норуоттар кульураларын тэҥҥэ бастакынан өрө туппут, дойду киэҥ түһүлгэтигэр таһаарбыт, хомус дьүрүһүйэр тыаһа умуллубатын туһугар бастакы олугу уурбут, саха хомуһун этигэн тыллаабыт, республикаҕа аан бастакынан Тааттаҕа 28 киһилээх хомусчуттар ансамбылларын тэрийбит киһинэн Л.Н.Турнин буолар.

Кини культура сайдыытыгар үтүө суобастаахтык өр сыл таһаарыылаахтык үлэлээбитэ үрдүктүк сыаналанан 1958 с. Үлэ Кыһыл Знамята орденынан наҕараадаламмыта, 1964 с.Саха АССР культуратын үтүөлээх үлэһитэ буолбута уо. д. а. наҕараадалардаах.

Подробнее...
 

Эпос «Манас» – вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов

Эпос «Манас» – подлинно эпическое произведение, где в широком плане отображены не только история, но и все стороны жизни кыргызского народа: его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления об окружающей природе, религиозные понятия, медицинские, географические и другие знания. В нем нашли яркое отражение поэтика и язык народа. «Манас» по праву называют «энциклопедией жизни кыргызского народа».
Древность эпоса подтверждается историческими сведениями, содержащимися в «Маджму-ат-таварих» – письменном памятнике XVI в. Среди исследователей пока нет единого мнения о том, когда начал формироваться эпос. М. Ауэзов и А.Н. Бернштам считали, что истоки его восходят к VII–IX вв., академик Б.М. Юнусалиев полагал, что «Манас» начал слагаться в X–XI вв. Другие склонны считать, что основные сюжеты эпоса связаны с XVII–XVIII вв., когда кыргызский народ отстаивал независимость в борьбе с Джунгарским ханством. Вероятно, все они по-своему правы. Эпос многослоен, в нем нашли отражение основные этапы истории народа – с глубокой древности по ХУШ в. включительно.

Подробнее...
 

Из истории шедевра ЮНЕСКО Олонхо (2006г.)

un 00d9cВ 2006 году исполнилось 15 лет с момента образования Национального комитета Республики Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО. За эти годы ЮНЕСКО прочно утвердилась в жизни нашей республики, Якутия стала одним из наиболее активных регионов России в области сотрудничества с ЮНЕСКО.
В 2004-2005 годы ЮНЕСКО активизировала свою деятельность по поддержке проектов, направленных на улучшение качества образования для всех. Наша республика активно подключилась к данной работе.
13 мая 2004 года в г. Якутск прошел семинар по образованию для коренных народов Севера. Участники обсудили модели кочевых школ, методологию преподавания коренных языков и разработку учебных материалов. Семинар завершился принятием резолюции о поддержке законопроекта об образовании для кочевых народов (в дальнейшем был принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)) и целевой программы Правительства РС (Я) по кочевым школам. В резолюции семинара также содержится обращение к ЮНЕСКО о поддержке проекта по созданию кочевых школ для коренных народов Севера.

Подробнее...
 

Казахский ученый утверждает: народ Саха – хранитель духовной древности человечества

kz ce604В Алматы (Казахстан) на праздник «Наурыз (Древнетюркский новый год)» тюркских народов, проведенный Тюрксой, с концертом приехали представители Турции, Кыргызстана, Башкортостана и Республики Саха (Якутия). В нем из Якутии участвовали Руслан ГАБЫШЕВ и Артур СЕМЕНОВ. Если до этого нам был хорошо знаком хомус, то кыл для меня лично был открытием. Хочу сказать свое мнение об этом инструменте в трех аспектах: о конструкции, о звучании и о его влиянии на человека на ментальном уровне.

По конструкции кыл самый натуральный, первобытный, в самом добром, даже в архетипно-сокровенном смысле. Это то, что потеряно в музыкальных инструментах всех других аналогичных типов, имеющихся в других тюркских и иных народах, которые подвергнуты более совершенным обработкам. Наверное, если бы кыл положить рядом с аналогичными музыкальными инструментами на прилавок магазина музыкальных инструментов, то для современного обывателя, который во внешнем лоске видит суть и смысл всего, кыл имел бы этикетку с самой низкой ценой. Однако тот, который умеет ценить артефакты древности, наоборот дал бы самую высокую цену.

Подробнее...
 


Страница 6 из 70

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

"Саха дьахталларын мэтириэттэрэ" Бүлүү улуустарыгар айанныыр
Көрөөччү сэҥээриитин ылбыт номнуо уос номоҕо буолан кэпсэнэ сылдьарОлоҥхо театрын саҥа испэктээкилэ"Саха дьахталларын мэтириэттэрэ"Бүлүү улуустарыгар...

Поиск