Народные обычаи и традиции в эпосе «Джангар»

Устное народное творчество калмыков богато и многообразно. Это сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, благопожелания и эпические песни. Но особое место в этой сокровищнице занимает калмыцкий героический эпос «Джангар».

На протяжении многих веков, а некоторые исследователи считают, что «Джангару» не меньше тысячи лет, калмыки исполняли эпос, дополняя его и передавая из поколения в поколение, из уст в уста. И сегодня, в век всеобщей компьютеризации, «Джангар» по-прежнему является самым ярким, любимым произведением народа, став в его сознании священным. Подчеркнем, что все это бесценное богатство сохранилось в памяти народа благодаря нашим предкам-сказителям, знавшим наизусть все песни о героях эпоса.

«Джангар» представляет огромный интерес не только тем, что в нем рассказывается о героизме, храбрости и отваге калмыцких богатырей. А и тем, что в нем таится кладезь народной мудрости и житейского опыта, национальных традиций и обычаев, культуры и духовности. Эпос – это бесценный источник на-родной педагогики. Идеи эпоса сегодня подходят для возрождения и развития национальной культуры, языка и духовности, для формирования ценностных качеств и воспитания подрастающего поколения. Вековые морально-этические традиции, описанные в эпосе, позволяют говорить о том, что наши предки жили по принципам истины, добра и красоты.

Подробнее...
 

Героический эпос бурят

Героический эпос бурят

Героико-эпические сказания - улигеры (ульгэр) являются основными в систе¬ме жанров устно-поэтического творчества бурят. По своей форме это большие стихотворные эпопеи, средний объем которых составляет от 2 до 5 тысяч, а более крупных - от 9 до 20 тысяч и более стихов.
Большими размерами, как правило, от¬личаются многочисленные варианты главного памятника героико-эпического творчества бурят - эпоса "Абай Гэсэр". Один из его вариантов - "Абай Гэсэр Богдо хан", записанный в 1916 г. известным фольклористом С.П. Балдаевым от улигершина А.О. Васильева (Альфора), составляет более 50 тысяч стихов. В улигерах воспеваются подвиги древних богатырей в борьбе с многоголовыми, многорогими чудовищами-мангадхаями и чужеплеменными ханами-захватчиками за сво¬боду и процветание родоплеменного коллектива. Защита родного очага, народа (зон), подданных (албата зон), своего имущества - скота и табунов - от враже¬ских посягательств, борьба за суженую, является ведущей темой большинства героико-эпических произведений. Улигеры представляют собой вершину устной по¬эзии народа. Художественные традиции в эпическом творчестве бурят отличают¬ся особой развитостью. Богатство содержания, изобразительная красочность сло¬ва, его древняя сила и мощь, стройность повествования всегда пленяли и очаровы¬вали людей, привлекали к улигерам внимание ученых и собирателей фольклора.

Подробнее...
 

АЛТАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

АЛТАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС, самый крупный жанр фольклора алтайцев, поныне бытующий в народной среде под названием «кай чёрчёк» — «сказ¬ка, исполняемая горловым пением».
Эпос называли сказками или богатырскими сказками (В.И. Вербицкий, Г.Н. Потанин, В.М. Жирмунский); былинами (А. Калачев, А.С. Орлов, А.Л. Коптелов); героическими поэмами (Н.А. Баскаков, Л.П. Потапов); национальным термином «кай чорчок» (С.С. Суразаков). Отличия героических сказаний от сказки в том, что они, несмотря на фантастичность и мифологичность элементов, на разных уровнях философ¬ски отражают реальные явления жизни народа; в них охватываются широкомасштабные, общенародные события, а не частные проблемы морали, как в сказках. Мотив героической борьбы главного действующего персонажа с чудови¬щами и противниками-каанами всегда составляет основу сказаний. Обширный по объему (от 900 до 7—8 тыс. стихотвоных строк) произведения героико-эпического содержания имеют стихотворную структуру и исполнялись под аккомпанемент национального музыкального (щипкового) инструмента топшуура горловым пением (кайчи-сказители Н. Улагашев, О. Алек¬сеев, А. Калкин, С. Савдин, А. Марков, Ш. Марков, Г. Бутуев и др.) или без музыкального сопровождения речи¬тативом (Е. Таштамышева, Н. Черноева, К. Кокпоева, Ф. Чолухоев, Н. Ялатов, Т. Чачияков и др.) на протя¬жении 1 или нескольких дней. Первый исследователь алтайского фольклора С.С. Суразаков (1925—80) выделил 3 этапа развития героических сказаний.

Подробнее...
 

Лука Николаевич Турнин 2017 с. төрөөбүтэ 100 сыла

Саха Республикатын культуратын үтүөлээх үлэһитэ,
үлэ Кыһыл Знамята орден кавалера  
Лука Николаевич Турнин 2017 с. төрөөбүтэ 100 сыла

..Ол этэ хомус диэни сөҕөн,
Оҕотук уйан куттуун дайсан
Ойо күөдьүйэр дорҕооннордуун
Ой дуораана буолан көтүһүүм.

А.Канаева “Ол мин Турнины көрбүтүм” хоһоонуттан

lt d2ad4Таатта үгүс талааннаахтар дойдулара, киһи кэрэхсиир үтүө үгэһэ элбэх. Хомусчуттар уонна хомус уустара түөлбэлээн үөскээбит сирдэрэ буолар.

Культура, искусство үгүс көрүҥнэригэр төгүрүччү талааннаах, саха киэнин эрэ буолбатах, хотугу кыра норуоттар кульураларын тэҥҥэ бастакынан өрө туппут, дойду киэҥ түһүлгэтигэр таһаарбыт, хомус дьүрүһүйэр тыаһа умуллубатын туһугар бастакы олугу уурбут, саха хомуһун этигэн тыллаабыт, республикаҕа аан бастакынан Тааттаҕа 28 киһилээх хомусчуттар ансамбылларын тэрийбит киһинэн Л.Н.Турнин буолар.

Кини культура сайдыытыгар үтүө суобастаахтык өр сыл таһаарыылаахтык үлэлээбитэ үрдүктүк сыаналанан 1958 с. Үлэ Кыһыл Знамята орденынан наҕараадаламмыта, 1964 с.Саха АССР культуратын үтүөлээх үлэһитэ буолбута уо. д. а. наҕараадалардаах.

Подробнее...
 

Эпос «Манас» – вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов

Эпос «Манас» – подлинно эпическое произведение, где в широком плане отображены не только история, но и все стороны жизни кыргызского народа: его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления об окружающей природе, религиозные понятия, медицинские, географические и другие знания. В нем нашли яркое отражение поэтика и язык народа. «Манас» по праву называют «энциклопедией жизни кыргызского народа».
Древность эпоса подтверждается историческими сведениями, содержащимися в «Маджму-ат-таварих» – письменном памятнике XVI в. Среди исследователей пока нет единого мнения о том, когда начал формироваться эпос. М. Ауэзов и А.Н. Бернштам считали, что истоки его восходят к VII–IX вв., академик Б.М. Юнусалиев полагал, что «Манас» начал слагаться в X–XI вв. Другие склонны считать, что основные сюжеты эпоса связаны с XVII–XVIII вв., когда кыргызский народ отстаивал независимость в борьбе с Джунгарским ханством. Вероятно, все они по-своему правы. Эпос многослоен, в нем нашли отражение основные этапы истории народа – с глубокой древности по ХУШ в. включительно.

Подробнее...
 


Страница 5 из 69

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

Олоҥхо театра X-с сезонун арыйар
Олоҥхо театра Xс сезонун арыйар Алтынньы 15 күнүгэр киэһэ 17.00 чаастан Алтан Сарын "Эллэй Боотур" айымньытынан...

Поиск