Культурная эволюция Якутии: век XX — век XXI

Культурная эволюция Якутии: век XX — век XXI

«Я был народным депутатом СССР и жил в гостинице «Москва». Однажды ночью меня замучила бессонница, я вышел в фойе и начал бродить с одной беспокойной мыслью: с чего мне, свежеиспеченному министру культуры суверенной республики, начинать работу? И тогда я написал четыре слова: Хомус, Ысыах, Олонхо, Итэгэл (вера). По прошествии времени я абсолютно убежден в том, что это было творческое озарение. Весной 1990 года во главе большой делегации мне довелось побывать в Париже, штаб-квартире ЮНЕСКО, и заручиться ее полной поддержкой. 1991 год был провозглашен Годом Хомуса (традиционной музыки), 1992-й — Годом Ысыаха (традиционных празднеств), 1993-й — Годом Олонхо (национального эпоса), 1994-й — Годом Итэгэл (верований, как разновидности духовности). Каждый год проводились международные конференции под эгидой ЮНЕСКО с широким участием известных специалистов со всего мира, массовым вовлечением мастеров народного творчества. Такие стартовые импульсы оказались наиболее эффективными. И они продолжают работать.
Помню свою затею провести ысыах в четырех приленских и вилюйских улусах. Зафрахтовал теплоход «Демьян Бедный» и посадил на него больше ста представителей традиционной культуры народа саха, чтобы показать им, как проводить старинные обряды — открытия праздника, кумысопития, кормления огня, встречи солнца и так далее. На теплоходе было много якутских старушек, у которых еще сохранились воспоминания детства об ысыахах. Они меня потом со слезами благодарили, а одна сказала: «Ты сделал очень большое дело, но тебя за него посадят»... Тогда таких больших праздников, как городской ысыах в Якутске или республиканские ысыахи Олонхо в районных центрах, и в помине не было, никто себе такого и представить не мог.
Хомус — древнейшая, изначальная мировая вибрация. Не случайно звучание хомуса назы¬вают космической музыкой, Хомус — это связь со Вселенной. Все начинается с вибрации. Говорят, из космоса идут радиосигналы, очень похожие на звучание хомуса.
От хомуса переходим к ысыаху. Хомус — один человек, извлекающий звуки из древнего ин¬струмента, Ысыах — массовое действо. Но еще Алексей Кулаковский писал, что когда-нибудь весь мир соберется и сделает Ысыах Хомуса.
Пророческие слова, между прочим. Летом 2011 года в республике прошел уже VII Международный конгресс варганной музыки. Тысячи хомусис¬тов со всех концов республики и зарубежных стран собрались вместе в долине Туймаада, чтобы чарующим звуком хомуса встретить Ысыах. Праздник Ысыах без хомуса невозможен.
В свою очередь Олонхо не может быть без Ысыаха. Но Олонхо имеет более широкий ох¬ват пространства и времени, являет собой гораз¬до более мощный пласт культуры и духовности, чем Ысыах.
Сегодня «Земля Олонхо», это своеобразный Ноев ковчег в океане глобализации, интернетизиации, но на этом Ноевом ковчеге можно пользоваться всеми этими благами цивилизации. В нем есть элемент идеи спасения мира, потому что красота спасет мир. Но саму красоту надо время от времени спасать. В Олонхо есть сказание о том, как Нюргун Боотур Стремительный спасает Туйаарыму Куо. Богатырь нижнего мира крадет красавицу срединного мира и весь мир, все мужчины встают на защиту красоты. Старая сказка о спасении красоты, это не просто спасение прекрасной женщины, это извечная тема борьбы добра со злом, борьба за красоту, за все чистое и светлое что у нас есть. У каждого народа свои идеалы красоты, но суть в одном, как только народ теряет чувство красоты, он обречен, его уже нет. Сохранить чувство красоты, сохранить умение видеть красоту — вот самое важное, это и есть спасение нашего духа и души.
Я неоднократно высказывал мысль о том, что все знают о греческой культуре, о Гомере, об его великих произведениях. Однако ведь каждое олонхо, по сути, равно «Илиаде». В одном Устъ-Алданском улусе было 99 олонхосутов, то есть почти 99 Гомеров. Когда я в Японии рассказал нашим друзьям господину Сатомура-сан и госпо¬дину Исихара-сан, возглавляющему Общес¬тво содействия сотрудничеству Японии и Якутии, о существовании более 300 сюжетов олонхо, то Сатомура-сан в удивлении воскликнул то же самое: «Это значит — у вас в Якутии существует 300 своих «Илиад» и «Одиссей»?
Когда-то давным-давно старик олонхосут сидел в юрте и вел свой рассказ, он улетал в космос силой своего воображения, своим мастерством, актерским талантом он заряжал людей и открывал перед ними завораживающие картины героического эпоса. Сегодня все это можно сделать с помощью интернета. Это совершенно не новая идея, нам ее просто надо понять. Мы с большим энтузиазмом продвигаем проект «Земля Олонхо». Это будет высокотехнологичный комплекс, где сконцентрируются все современные цифровые технологии, своего рода город-кластер внут¬ри Якутска. Комплекс планируется расположить на антенном поле, напротив ипподрома. На его территории разместятся интерактивные аттракционы на сюжеты Верхнего, Среднего и Нижнего миров, город мастеров, изготавливающих якутские сувениры, кинотеатр по типу IMАХ, алаас, где будут проводиться обряды и ритуалы якутов.
Есть вечные ценности и они витают в пространстве и мы их улавливаем.
Несколько лет назад девочка из Хатасской средней школы нарисовала меня. Нарисовала очень похоже, самое интересное, что на рисунке я одет в костюм Нюргун Боотура.
Когда мне было семь или восемь лет отец мне сделал на Новый год костюм Нюргун Боотура: шлем из фольги — чайного обертка, деревянный меч и солнце на груди. В этом костюме и нарисовала меня девочка, которая не видела ни меня, ни этого костюма.
Когда я закончил ГИТИС, то дал свое первое интервью в журнале «Драматургия», которое называлось: «Олонхо — это мы». Тогда этим идеям не придавалось такого значения и, по сути, я мог говорить тогда о чем угодно. Но почему-то это было именно Олонхо. Уже потом, позже, я увлекся идеей создания Театра Олонхо.
Центральной определяющей идеей комплекса «Земля Олонхо» и станет здание Театра Олонхо. Мы уверены, что «Земля Олонхо» станет Меккой для желающих приобщиться к произведениям мирового искусства.
И наконец самое емкое понятие — Итэгэл. По-русски вера или верование, Итэгэл есть и в хомусе, и в Ысыахе, и в Олонхо. Ысыах — не просто народное гулянье с питьем кумыса и хо¬роводом-осуохай, Ысыах — религиозный праздник, и от этого никуда не денешься. Олонхо насквозь пропитано образами и постулатами древнего верования — от пантеона богов до свадебных обрядов. Вся конструкция, вся система мироустройства Олонхо пронизаны мировоззрением, которое называется тенгрианством. Бог Тенгри — творец мира и вершитель судеб людей. Олонхо — закодированное послание наших предков о мировом тенгрианстве. А Ысыах и Олонхо не могут существовать без обрядов и ритуалов.
Мощное возрождение традиционной культуры в республике стало одним из факторов развития классического искусства, его обогащения. Музыка, опера, балет, хореография стали черпать в традиционной культуре новые идеи, новые сюжеты, новые импульсы, благодаря чему удалось достичь значительных успехов.

* * *

«У каждой эпохи есть своя миссия, высокая задача. Нашей миссией является создание общества, состоящего из высококультурных, нравственных людей. Мы порой забываем, что центром и смыслом мироздания является Человек. Мы часто не видим в нем человека живого, страдающего или радующегося, воспринимая его только как часть общества. Когда мы вернём себе чувство сострадания, только тогда научимся видеть человека в толпе, индивидуальность в коллективе. Между тем нравственный ограничитель и цензор должен сидеть не вовне, а в сознании человека. Для этого и нужна культура.
Уже 20 лет я работаю министром культуры. Человек за это время достигает совершеннолетия. Образно говоря, тот «ребенок», который родил¬ся тогда, 20 лет назад, сегодня стал юношей, имею¬щим свои нравственные и культурные ценности, не¬зыб¬лемые постулаты нравственности, политические взгляды. Его мировоззрение уже сформировано. Сегодня я смотрю на этого «парня», и пытаюсь дать оценку этому процессу осмысленного становления культуры, пытаюсь понять, что он имеет за душой, за сердцем, за разумом, за интеллектом? Все это необыкновенно интересно.
Нельзя сказать, что этот «парень» полностью воспитан мной, ведь он создавался работой сотни людей, в него вложено очень много всего. Но все же одна из генеральных линий, ментальность духа этого парня на моей совести. И я несу за этого 20-летнего парня огромную ответственность. Любой другой министр, пробыв на посту год, три, пять лет всегда может сказать, вот хотел сделать то-то и то-то, но не успел, не дали. Я так сказать не имею права. Та ответственность, которая накопилась у меня за 20 лет работы министром культуры, окончательная и беспредельная.
У Лао Цзы есть фраза, которая меня ошеломила: «В незнании незыблемого зло бессмысленного становления». Когда ты не знаешь незыб¬лемые законы общества, культуры, незыблемые ценности, у тебя нет главного, нет основы, куда ты пойдешь? Как будешь развиваться? Развитие не всегда добро, становление не базирующееся на вечных ценностях может привести в никуда и убить саму идею культурного развития, стать тем самым «злом бессмысленного становления».
Я всегда это знал, что становление может быть бессмысленным. И сегодня поворачивая назад, и через спектакли, фильмы, изучая развитие культуры, я обнаруживаю эти опасные бессмысленные этапы, и сегодня я задаю себе вопрос: «А была ли осмысленность в воспитании этого 20-летнего юноши?» И анализируя прошедший период вижу, что в его воспитании много правильности.
Культура это не плоская картинка, это объем¬ная и многомерная картина-голография истории, где одновременно присутствует прошлое, настоящее и будущее. Она пронизывает все происходящее, и присутствует всюду. И тогда я задумываюсь: какая главная миссия культуры? И потихоньку я понимаю, что вся деятельность культуры, работа музеев, библиотек, театров, влияние традиционной народной культуры заключается в единственном: придать жизни смысл. Как только исчезает культура, теряется смысл жизни. Можно добывать газ и уголь, тянуть трубы, строить железную дорогу и делать уйму других полезных и нужных вещей. Но мы живые люди, уникальные создания, которым всегда нужно нечто большее, чем вкусно поесть и сладко поспать. Без духовной пищи человек погибает, или теряет то, что делает его человеком.
Ребенок не знает добра и зла. Его надо воспитать, заложить в него основы. В якутском языке есть слово «ИИТИИ» — оно обозначает воспитание, и в то же время несет еще один смысл: зарядить идеями, мыслями, силой духа, чувствами. И еще это аббревиатура – Интеллектуальные, Инновационные, Творческие Идеи, Инициативы.
Все эти понятия взаимосвязаны и без одного из составляющих невозможно осмысленное становление, развитие, движение вперед. Как только наши полезные действия потеряют осмысленность, начнется зло бессмысленного становления. И как бы мы не глобализировались, какие бы технологии не внедряли, мы можем потерять этого 20-летнего юношу, если не придадим его жизни смысл.
Мне кажется сегодня наша культура стоит на перепутье. Как стоят на перепутье многие молодые люди. Как сказал Беранже «на чердаке все мило в 20 лет», а потом надо спуститься с этого чердака и выбрать свой путь. Как будет жить этот 20-летний юноша дальше? Какие незыблемые ценности создавать? Этот вопрос пока остается открытым».

* * *

«В конце 20 века было популярно выражение «Думать глобально, действовать локально», я перефразировал его так: «Думать нереально, но действовать конкретно». Чтобы не зарываться в быт, в ежедневную рабочую рутину надо думать категориями нереальными, думать надо о высших ценностях.
Сегодня всем очевидно, что наступило новое время. Сегодня культура — не просто талантливые люди, не просто выдающиеся явления, фильмы, спектакли, выставки, произведения писателей, сегодня культура принимает участие в строительстве республики, её государственности.
Имидж республики стал ориентироваться не только на освоение богатства недр, но и на человеческий фактор — якутяне берегут и развивают лучшие духовные качества, присущие гражданам России в целом — доброту, нравственность, стремление помочь ближнему».

* * *

Я точно знаю: многие мои замыслы — преж¬девременные. Они реальные, но время для их воплощения еще не пришло. Экономические предпосылки не созданы, нет инфраструктуры, не говоря уже об осознании их необходимости. Не хочу брать на себя лишнее и заявлять, что я — человек будущего. Просто время уже не раз доказывало мою правоту.

 

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

Олоҥхо театра X-с сезонун арыйар
Олоҥхо театра Xс сезонун арыйар Алтынньы 15 күнүгэр киэһэ 17.00 чаастан Алтан Сарын "Эллэй Боотур" айымньытынан...

Поиск