Мастер и ученик

Мастер и ученик

В своей книге «Режиссерские тетради» Андрей Гончаров сформулировал перечень качеств, необходимых главному режиссеру театра, вступающего на эту должность: «Плодотворно единство сильной воли, четкой программы, выраженной художественной индивидуальности нового руководителя с тем живым и ценным, что накоплено коллективом в прошлые годы».
Всему этому, как утверждает А. Борисов, дал толчок А.А. Гончаров: «У меня есть такая аналогия — вот, знаешь, когда человек прыгает с парашютом, то в самолете есть такой крюк, за который парашют держится. А когда ты уже выпрыгнул, то петля от парашюта дергает за этот крюк, и парашют раскрывается. Один летит в одну сторону, другой — в другую. Так вот Гончаров, как мне кажется, такой крюк — он помогает человеку раскрыться, а перед тем как выпихнуть меня из самолета, он ввинтил в меня профессию, ремесло. Ремесло — это же очень важно. Вот мастера, которые гончарному делу учили, они показывали все сначала. Охотник своего ученика тоже элементарным вещам обучает, а как же иначе. А дальше уж сам работай, и тогда станет понятно, годишься ли ты для этого дела».
Когда я поступил в ГИТИС, опять показалось, что все студенты талантливее меня. Моя заниженная самооценка помогла добиться успехов. Когда самооценка высокая, человек ничего не делает, а когда занижена, человек старается доказать самому себе, что он может что-либо сделать. Лучше не давать себе оценку, а сразу действовать, творить — вот главное. Я спектакли ставлю не для конкурсов, фестивалей. Театр — для народа.
— Гончаров был строг со всеми, а кого любил, с теми был просто беспощаден, три шкуры спускал. Когда видишь студента со скромными способностями, что делать — смиряешься, а когда видишь нечто большее, стремишься это большее вытащить, добиться от него. В одном из интервью у Андрея Александровича спросили, кого бы он выделил из своих учеников? Он назвал тех, к кому был наиболее требователен — якута Борисова и литовца Некрошюса.
Андрей Борисов был замечен на 1-м же курсе, с самого своего первого этюда, названного «Рождение». Сюжет его был прост: деревенский парень приходит домой голодный, готовит себе наскоро нехитрый обед. Включает плиту, достает сковородку, наливает масло — все предметы воображаемые. Разбивает яйца — одно, второе, а третье вдруг запищало, из него вылупился цыпленок. Парень начинает с ним разбираться, освобождает от скорлупы, возится с ним, как может... При том, что 26 студентов на курсе, и каждый представил свою работу, анализу 5-минутного этюда Борисова Гончаров посвятил 3 часа. В нем изначально была заявлена вечная тема — столкновение молодого человека с чудом рождения новой жизни, и от этого столкновения происходит осознание его как личности, взросление. И тема эта была разрешена просто, даже наивно. А один из принципов гончаровской школы: в час¬тном — общее, от подробностей — к обобщающим истинам. У него была даже присказка: нет мелочей, есть подробности, и чем их больше, тем достовернее и убедительнее целое.
Дипломная работа «Желанный голубой берег мой», поставленная по повести выдающегося писателя, киргиза по национальности Ч.Айтматова о жизни и мировоззрении сахалинских нивхов...
Верико Анджапаридзе, Герой Социалистичес¬кого Труда, народная артистка СССР:
— За свою жизнь я видела очень много спектаклей, в поездках познакомилась с театрами многих народов. То, что я увидела сегодня, это один из самых высоких спектаклей. Чем достигается такое необычайное впечатление? Ведь, кажется, здесь нет ничего чрезвычайного, и вместе с тем это потрясает. В этом и есть тайна всякого большого искусства. Мне бы хотелось посмотреть этот спектакль еще раз, и надо сделать так, чтобы его увидели как можно больше зрителей, грузинских режиссеров и актеров.
Не могу подыскать для вас слова благодарности. Скажу лишь, что я давно не получала такого огромного впечатления. Спасибо всем, кто это создал.

Двадцать лет назад, только став министром, Андрей Саввич говорил, что республике необходимо высшее учебное заведение в сфере культуры. Многие руководители средних учебных заведений над ним тогда смеялись: мол, надо сначала в них порядок навести — там здания нет, тут крыша протекает... А сейчас большинство из них преподают в Арктическом институте искусств и культуры, который уже федеральный статус обрел. Правда, на это понадобилось десять лет.
А.С. Борисов был организатором Арктического государственного института культуры и искусств, семь лет руководил им. Почему Арктический? Еще в 1987 году молодой режиссер высказывался по поводу уникальности циркумполярного мира, его культуры. Студенты назвали институт птицей, которая направляет на верный путь, как полярная сова. Сова, которая не дает заблудиться, летая от одного берега к другому.
В 2011 году А.С. Борисов впервые официально провел творческий вечер для студенчес¬кой молодежи. Прежде всего, это была встреча творческих людей. Эта была своеобразная презентация взглядов министра на современнную культуру. Состялся широкоформатный разговор по актуальным темам творчества. Отрадно было видеть, что в зале сидели не студенты, которых обязали прийти, а творческие люди. С такими людьми всегда есть, о чем побеседовать.
Андрею Саввичу важно стать модератором творческой молодежи: управлять их талантом, поддержать юные начинания. Он с ними много говорит о смысле, о духе человека, о творчестве, неизменно отмечает, что творчество — это не обязательно только искусство и культура, оно пронизывает всю человеческую деятельность. Духовность формирует внутренние качества, она подталкивает на правильные поступки.
В республике растет замечательное поколение творческой молодежи. Министру, как вос¬питаннику двух прославленных учебных заве¬дений, театрального училища им. Щепкина и ГИТИС-а, хотелось бы макимально точно передать эстафету знаний об искусстве и азы подлинного творчества своим ученикам. В этом будет живое продолжение творческого вдохновения его великих учителей А.А. Гончарова и М.Н. Гладкова.

 

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

Олоҥхо театра X-с сезонун арыйар
Олоҥхо театра Xс сезонун арыйар Алтынньы 15 күнүгэр киэһэ 17.00 чаастан Алтан Сарын "Эллэй Боотур" айымньытынан...

Поиск