Кентавр

Кентавр

У меня дома одна стена оклеена репродукциями из журнала «Огонек», которые я собирал в деревенских библиотеках, где хранятся запыленные стопки журналов, перевязанные бечевкой. В летнюю жару я зачитывался в блаженной тишине и прохладе библиотек... За окном от жаркого белого солнца трепещет воздух, а я смотрю на репродукции творений великих художников Ренессанса. Я смотрю в полудреме на эту стену и вдруг начинаю во глубине сознания понимать, что это предсказание, предчувствие судьбы, жизни. Рафаэль, Боттичелли, Рембрандт, Микеланджело, Леонардо... И внизу — рука Микеланджело из Сикстинской капеллы указывала на «Троицу» Андрея Рублева.
Я думал, в каком бы порядке их не расположить, все равно — в них предсказание... Когда я об этом подумал, то вдруг поймал на себе странный взгляд Джоконды, ее всепонимающую грустно-светлую ироническую улыбку, а потом, я начал освобождаться от полудремы, которая уже стала одним из способов мыслить, которая открывает мне мои мысли-образы, и пока я переходил в обыденное состояние, выражение лица, интонация взгляда Джоконды менялось несколько раз. Охватить до подробностей это невозможно. И тогда мне подумалось, что линии ее губ, овал лица проходят по неуловимой границе еще никем не прочерченной. И загадка Джоконды заключается именно в том, что Леонардо выразил на холсте этот невыразимый трепет бытия и небытия, вибрацию духа между жизнью и смертью, сном и явью.
Кулаковский. «Сон шамана»... Жизнь это сон, но, что не сон, то не жизнь... Предсказание... Пророчес¬тво... И в то же время это программа... Это модель и концепция. Это разговор о судьбе наро¬да, прежде всего, с интеллигенцией начала ХХ века. В этой пророческой поэме выразился эгрегор ХХ века. Кулаковский — эгрегор-транслятор коллективного бессознательного. В то же время в поэ¬ме сознательно сформулирована просветительская идея, идея прогресса для народа саха — достичь уровня образованности и культуры русского народа — идея синтеза культур. Это начало двадцатого. Сегодня, как известно, на дворе начало двадцать первого века от Рождества Христова.
Двадцатый век поверил в разумную самодостаточность человеческого существа. В результате сна разума, или, скорее всего, яви родились чудовищные войны, и как следствие — катастрофа сознания. Разум, знание, накопление приводят к краху мироощущения?.. мироздания? В ХХI веке, как глас вопиющего в пустыне, жаждущей глотка воды, выстрадан дух человека, его основа, его суть. Человек Духовный, может, ты спасешь человека «Разумного»? Как у Кулаковского — спор сердца и разума...
Но где же та неуловимая грань между духом и сознанием, та граница между материальностью сознания и таинством духа?
Этот стык — это область искусства. И, видимо, по этой линии-границе проходят его пульсирующие пути-перепутья.
Шаман Кулаковского в сновидческом образе трехглавого орла Эксёкю, воспарив, садится на высокие скалы и пристально вглядывается в Восток и Запад. Да. Сегодня очевидно не только противостояние, но и взаимопроникновение, синтез культур Востока и Запада, а также, очевиден стереотип модели или концепции только западно-восточной или восточно-западной магистрали культурных и духовных процессов.
Якуты саха преклоняются в своем пантеоне богов богу коня Десегей. Воистину культурный феномен, этот конь, выпестованный человеком саха в экстремальных климатических условиях Севера, способный противостоять стихии зимы, добывающий сам себе корм, — это спасение для якута. Недаром Ысыах, религиозный, обрядовый праздник кумысопитития — праздник поклонения богу коня и природе; недаром самые древние обряды и самые красивые украшения посвящены коню. Коновязь и Конь это символы якутской культуры.
В героическом эпосе человек-богатырь немыслим без коня. Богатырь в сознании народа представляется верхом на коне. Конь его разговаривает человеческим голосом и создается образ человека-коня как единое целое, с единым устремлением спасти свой народ, спасти красоту. Сердце коня и человека бьются в унисон... Кентавр!!!
Изначально, искони судьба простого человека слита с судьбой коня. «Дорогунов — дитя человечес¬кое»...
Культура народа саха вышла на магистральную линию развития и готова впитать в себя все лучшее, что накоплено человечеством. Освободившись от груза шаблонов, штампов и обветшалых традиций, человек должен воспринять мир собственным зрением, сформированным на родной почве, в краю трескучих морозов, в условиях жестокой борьбы за жизнь. И тогда он увидит путь...
В образе кентавра сосредоточена идея спасения человека, восходящего на северный пик пирамиды духовности. С полным кубком — чороном, символизирующим все искусства и все блага культуры, соединив в нем драгоценную жизненную влагу духовных исканий Востока и Запада, кентавр несет миру Илгэ — вечную молодость и энергию зарождающейся жизни.

Вернуться назад  

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

Олоҥхо театра X-с сезонун арыйар
Олоҥхо театра Xс сезонун арыйар Алтынньы 15 күнүгэр киэһэ 17.00 чаастан Алтан Сарын "Эллэй Боотур" айымньытынан...

Поиск