Тетя Таня

Тетя Таня

Я любил приезжать в город к бабе Паше. В ее доме на побеленной стене висел черно-белый портрет «Таня». Позже я узнал, что Таня — это дочка бабы Паши, моя тетя, двоюродная сестра мамы. Была какая-то таинственность в этом простом карандашном рисунке, говорили, она «училась на артистку» в каком-то далеком, незнакомом, непонятном городе Ленинграде. Потом я узнал, что тетя Таня умерла с голоду в блокаду. Когда истощенные студенты погружались в товарные вагоны, она смогла только поставить свой чемодан, но самой взобраться у нее не хватило сил, а у других не было сил помочь, и она осталась на платформе.
Однажды баба Паша шла по улице Ломоносова и увидела свою дочь Таню! Она побежала навстречу, но это была Танина однокурсница в ее платье, так знакомом бабе Паше...

Подробнее...
 

Власть искусства и искусство власти

Власть искусства и искусство власти

Когда открылись врата четырехметровой высоты из побеленных, неструганных, наспех сколоченных досок, и, распахиваясь со скрипом, тяжело, открыли перед взором зрителей бездну Вселенной и холодное мерцание звезд, а вдалеке фигуру человека в очках, в шинели, люди в зрительном зале оглядываясь, почти разом, прошептали: тюрьма, тюрьма, тюрьма... Еще жило в умах, сердцах, душах это ползучее, заполняющее тошнотворным холодом мышцы, кости, а, главное, душу, чувство животного страха за себя, за близких, за всех... Я не знаю этого страха, подумалось мне, но почему же, когда открываются эти врата, и поэт, присталь¬но вглядываясь в зрительный зал, вопрошающей интонацией читает стихи, во мне незаметным толчком пробуждается беспокойство за судьбу художника, вступившего во власть. Может быть, это беспокойство о себе, и страх за себя, уже знавшего, что я так же вступлю во власть? А, может быть, это просто наступило время — 1983 год, когда надо сказать правду о трагедии духа поэта, правду о советских концлагерях, где иссохлась душа человека-поэта. Как же так? Ведь он был сыном народа, солдатом революции... Как же так?.. «Нет правды на земле, но правды нет и выше»... Но и неправды нет...

Подробнее...
 

Толерантность

Толерантность

Есть, наверно, в какой-то из вероятных реальностей идеально выраженное, сформулированное эстетически и состоявшееся явление — Саха театр, выражающий основу основ... И, наверно, в одном из параллельных миров этот театр уже существует,¬ а та реальность, в которой состоялся Саха театр в ХХ веке и продолжается сегодня в начале ХХI века, как учреждение искусства нацио¬нальный Саха театр, хотим этого или не хотим, возник как национальная труппа русского театра. И стал в последствии театром в здании кафедрального собора под куполом православной церкви. Первые драматурги-классики написали свои драмы под впечатлением и в русле эстетики русской драматургии: Островского, Гоголя, Чехова. Первые актеры учились в русской театральной школе. В свою очередь, сама русская драматургия и театральная школа определялась западноевропейским театром. В своих размышлениях о Саха театре, об истоках его я часто приходил к пониманию того, что в основе основ природы театральности лежат олонхо и шаманские мистерии. В них я открывал для себя восточный азиатский театр. И сейчас важно попытаться прорыть туннели между этими параллельными пространствами европейского и азиатского театра, чтобы добиться синтеза. Меня греет честолюбивая идея, что нашему театру повезло в этом плане как никакому другому. Мы, через свое северное мировоззрение можем соединить русско-европейский театр с восточно-азиатским.

Подробнее...
 

Олонхо

Олонхо

Когда бабушка или дедушка качают младенца на руках, то чаще всего они не поют специальную колыбельную песню, а что-то импровизируют в духе олонхо, героем которого становится этот ребенок. Голос поющего, манера его пения входят в плоть и кровь, становятся привычными, как «баюшки-баю», а между тем это ведь программа. Я помню, как однажды после какой-то свадьбы, когда гости разошлись и мы все улеглись спать, со мной в комнате лежал подвыпивший старик весь в белом и что-то все время пел, мешал мне спать. Но вдруг я понял, что он поет обо мне. Сейчас, когда я вспоминаю об этом, мне понятно, что он спел мою жизнь, а точнее программу какую-то. Там были и Москва, и советская власть, и Ойунский, и Аммосов...
Я всегда знал, что я создам этот театр, в тоже время, я не знал каким образом, но между тем методично, планомерно, сам того не подозревая, я уже шел к нему.

Подробнее...
 

Птица АГИКИ

Птица АГИКИ

Почему же АГИКиИ аббревиатура названия Арктического государственного института культуры и искусств так похожа на птицу Агугук? Потому что он мог услышать, а мог и не услышать шума крыльев. Это ориентир и направление, и путь к спасению. И институт наш, рождается, как птица лувр, которая по северной легенде создает землю из своего оперения...

Каким должен быть выпускник нашего института? Всесторонне образованным. Он должен «знать, что он знал». В этой мысли в отличие от сократовской «я знаю, только то, что я ничего не знаю», нет пессимизма и безнадежной погони за суммой знаний, которая все глубже убеждает тебя в том, что чем больше ты знаешь, тем очевиднее твое незнание... Я знал... Поэтому я спрашиваю у себя. Я читаю Сократа, чтобы вспомнить, что я знал... И тогда отзывается во мне вселенский голос и пробуждается генная память. И тогда я могу явить миру свою, необщую, идею и прозвучать своей нотой в земном бытии. За этим стоит творчество, индивидуальность культуры... Обновлением ума своего преобразуйся...

Подробнее...
 


Страница 2 из 5

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

Олоҥхо театра X-с сезонун арыйар
Олоҥхо театра Xс сезонун арыйар Алтынньы 15 күнүгэр киэһэ 17.00 чаастан Алтан Сарын "Эллэй Боотур" айымньытынан...

Поиск